Кабинет Философии

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Я ждала студентов в кабинете на лекцию по философии. Сегодня солнечная погода и я надеюсь, что студенты не пошли гулять на улице, а надеюсь, что все же кто-то придёт и будет интересна данная тема. И вот потихоньку начали заходить студенты.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
-Всем здравствуйте. Я рада приветствовать вас на нашей лекции по философии. Запишите название темы: «Философия бытия». – я увидела, что студенты записывают и решила начать лекцию,- И так, начнем.

Философия бытия.


Предмет и основные понятия онтологии.

Категории бытия, небытия, сущего.


Бытие - одно из фундаментальных философских понятий.

Онтология - это раздел философии, посвящённый изучению проблемы бытия, всеобщих принципов и законов его организации.

Бытие - это реальность, существующее независимо от человека, то есть всё существующее, присутствующие.

В находящимся вокруг нас мире имеется эффект отсутствия вещей и явлений: в настоящей реальности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, например, вечный двигатель, а уже существующие вещи рано или поздно заканчивают земное существование, уходя в никуда.

Категория небытия означает, что есть свойство вещей и явлений которое обозначат не существование, отсутствие, они могут быть нереальными.

Свойства небытия присущи:

  • В виде возможности любому конкретному существу, так как оно не вечно за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия.
  • Оно характерно для таких явлений, которые не существуют в действительности - например, эликсир вечной молодости
  • В повседневной жизни мы имеем дело с явлениями относительно небытия отверстиями, вещественный субстанции в определённых пространственных границах.
-Если для вас тут что-то знакомое? Может слышали уже такие термины?
 

Annie Hall

Начинающий волшебник
Запыхавшаяся второкурсница постучалась в дверь аудитории и тихонько прошмыгнула на заднюю парту. Сегодня Энни решила краем уха послушать - так ли страшна философия, как её малюют. Вытащив из сумки пергамент и перо, девочка пробежала взглядом по доске, записывая тему. Дальше ассистентка начала диктовать материал и пуффендуйка принялась быстро записывать термины. Так как определения были сложными, то девочка лишь мотнула головой из стороны в сторону на заданный вопрос.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Выслушав все ответы, я решила продолжить лекцию:

-Записываем подтему:

Виды бытия.

Реальность условно можно разделить на материальное и духовное бытие.

Материальным бытием считается явление, которое существуют вне зависимости от нашего сознания и которое представляет собой объективную реальность.

Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества.

К идеальному бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующее в сфере сознания чувства, настроение, мысли, идеи, теологии и так далее они составляющие содержание субъективной реальности.

Для обозначения объективной реального бытия философии традиционно используют категория материи. Это понятие возникло еще в античности.

Материя - это объективная реальность, существующая отдельно от человеческого сознания.

Категория материи обладает серьезным мировоззренческим значением для каждого из нас. Она помогает осознать элементарную правду: наиболее мощная власть в обществе эта власть объективной реальности. Принимать данную действительность, а также действовать в вместе с ее истинными законами обязано быть правилом для каждого разумного человека.

Особые формы реальности, в которой живётся современный человек, является виртуальная реальность. Человек как бы живёт в этом иллюзорном компьютерном мире, зачастую уходя от подлинной реальности, реализую себя в таком «бытие-небытие» Интернета так, как ему это удаётся в своей повседневной жизни.

Атрибуты бытия.

Атрибут - это неотъемлемая существенное свойство чего-либо.

Любой материальный объект представляет собой систему элементов, объединённых единое целое с помощью устойчивых связей и отношений между элементами. Мир состоит из неисчислимого количества структурно организационных объектов. В этом количестве выделяют большие классы объектов, которые обладают общими структурными свойствами - то есть видами материи. На данный момент известно два физических вида материи:
  • вещество
  • поле.
Динамическая организация бытия.

Изменчивость - это одна из характеристик как материальных, так и идеальных явлений. В онтологии - это специфика бытия всякого сущего воспроизводится с помощью категории движения покоя развития.

Движение - это всеобщее свойство любого сущего измениться, переходит из одного состояния в другое.

Покой - это свойство сущего обладать относительной устойчивостью, определенностью.

Развитие - это направленное, необратимое изменение сложных системных объектов.

Следуя из этих понятий способ бытия мира состоит в единстве движения и покоя, а всякое развитие есть движение, но не всякое движение есть развитие. К примеру положение тела в пространстве может изменятся, это есть механическое движение.

-Я знаю, очень много непонятных слов, но я надеюсь вам интересно, и на этом мы не останавливаемся, а продолжаем.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Диалектика, её принципы и законы.

Философия сформировались два метода мышления диалектика и метафизика.

Диалектика - это позиция полагающая, что всё в мире развивается по законам взаимодействия противоположностей с поступательным движением к высшему.

Метафизика - это позиция, полагающаяся, что всё в мире статично, не изменчиво, постоянно и независимо друг от друга.

Два принципа фундамента диалектики:
  • развития
  • взаимосвязи.
Эти фундаменты говорят о том, что любое явление подтверждено законным и необратимым качественным изменением и находится в определенной зависимости от других вещей и явлений, воздействуя в свою очередь на них.

Основные законы диалектики сформулировал Гегель. В них рассказывается суть процесса развития, его главные черты. Всего существует три закона:
  • Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Второй закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  • Третий закон отрицания.
Законы диалектики являются всеобщими и универсальными появляются и действуют как в природе, так и в обществе, и в человеческом мышлении.

-Теперь мы перейдем к еще одной большой подтеме. Так, что еще где-то половины лекции прошло и осталось еще половина.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Бытие человека в мире.

Человека можно рассматривать в качестве элемента трёх важнейших сфер мировой реальности - Вселенной, природы, общества.

Человек и Вселенная.

Общество постоянно считалось уроженцем космоса, Вселенной. Понимание данного факта наступило в философии уже давно: начиная с древних греков, которые начали рассматривать человека как элемент космоса, неразрывно связанного с космосом и который постоянно испытывает на себе его влияние. Данные идеи продолжали совершенствоваться во все времена и проявились в своей совокупности как философия космизма. Некоторые из представителей русского космизма думали, что человек — это продукт не только биологической, но и космической эволюции, рассматривали его как органическую часть космоса, которая обладает особым статусом устроителя и организатором Вселенной.

В XX веке почти все из этих идей приобрели научное обоснование. Большинство начало считать, что между существованием человека и строением Вселенной естественная связь. Значение данной взаимности проявляется с помощью антропного космологического принципа, этот принцип был предложен в 1973 году Б.Картера – который был специалистом по теории гравитации. Антропный принцип гласит: Вселенная по своим физическим характеристикам должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование человека. Если сказать другими словами, для человека все сложилось так удачно, так как в мире физические условия построились так, что у человека получилось появится в этой Вселенной. Это, прежде всего, фундаментальные физические постоянные: скорость света, массы электрона и протона и другое. Судя по теоретическим расчётам если к примеру, изначальная масса протона оказалась меньше её реальной значение на 30%, то Вселенной не могли бы существовать атомы, более сложные, чем водорода. Из-за этого бы не могли бы образоваться какие-либо физические и химические системы, и жизнь стала бы невозможной. Не было бы ни человека, ни растений, ни даже воды. Существовал только водород.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Я понимаю, тема достаточно сложная и не понятная, вы только помечайте важные моменты и определения, а остальное просто слушайте, все записывать не надо.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Человек и природа.

Термин природы используют в разных смыслах. В широком смысле природа совпадает с понятием бытия, сущее, материи это всё, что существует во Вселенной. В узком смысле природа — это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Отношение человека к природе было различное в разные исторические эпохи.

Древний мир (VII век до нашей эры около 600 года нашей эры). Природа познавалось как бытие упорядоченное, организованное и конечное. Космос считался совершенным. Человек должен учиться у природы и стремиться к своему совершенству. Человек считал себя подчинённым природе: он признавал её Господство над собой, довольствовался в своей жизни в основном естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы наилучшим образом приспособиться к ней.

Больше всего это проявлялось в восточной культуре: к примеру, древние китаецы в своей практической деятельности исходил из принципа «не деяния», которые требовал от человека ограничения его активности, предписывал ему как можно меньше вмешиваться в природные процессы. Также и в Древней Греции природа была для человека преимущественно объектом изучения и подражания, а не практического образование.

Средние века (V-XV век). Природа - сотворена Богом. Истинное бытие - только Бог. Природа - это отражение божественного мира, причём далеко не совершенные. Это не истинное бытие. Всё природное, материальное греховно, тленно. Человек должен стремиться вырваться из природного мира в мир Божественный.

Возрождение (XIV-XVI век). Cкладывается пантеистическая карта мира: отрицается божественное творение, Бог отождествляется с природой, он со-вечен миру, сливается с законом естественной необходимости. Природа равно Бог. Природа наделяется божественными свойствами. Человек – это творец, он уподобляется Богу.

Новое время (конец XVI-XIX века). Новое время - это эпоха промышленного производства и небывалого роста человеческих желаний и потребностей. Складывается практическая, утилитарное отношение к природе. Она воспринимается как безмерная кладовая ресурсов. Природный мир - это творение Бога, но существует по своим собственным естественным законам. Природа познаваема. Цель человека познать её объективные законы с тем, чтобы преобразовать. Человек - господин природы, природа его служанка.

Это деятельность человека привела его ко многим успехам науки, техники производстве, дала ему новый, достаточно комфортный житейский мир, но она же породила и многие проблемы последовательное осуществление утилитаристского отношения к природе привело во второй половине XX века к экологическому кризису последствия негативного влияния деятельности человека на окружающую природную среду.

Выход из экологического кризиса в изменении мировоззрения людей: отказе от покорения и разграбления природы; разумное, гуманная существование с ней. Поэтому в XXI веке всё больше влияния на человека начинает оказывать идеи равенства человека и природы. Для обозначения наиболее общей стратегии оптимального взаимодействия человека, общество, природы в современной науке используются понятия коэволюция.

Концепцию коэволюции природы и общества впервые предложил советский биолог Н.В.Тимофеев-Рисовский. Эта стратегия должна была реализована человечеством во избежание необратимых последствий дальнейшего обострение глобальных проблем. Она позволяет избежать двух крайностей: стремление к абсолютному господству человека над природой и полного смирения перед ней. Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить своё будущее, должно не только изменить природу, приспосабливая её к своим потребностям, но изменяться само, приспосабливается к объективным требованиям природы.

С целью осуществлении в практике принципа коэволюции человечество обязано соблюдать минимум два императива: экологический и нравственный. Экологически императив классифицируется комплексом запретов на некоторые разновидности человеческой деятельности, которые проявляют необратимые изменения в биосфере, которые несовместимы с самим существованием человечества. Нравственный императив потребует перемены в мировоззрении людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, к умению устанавливать для себя, что превыше всего общие интересы, а не отдельного человека, и это приводит к изменению традиционных потребительских идеалов. К сожалению, это не так просто сделать, не каждый человек может отказаться от утилитарного отношения к природе.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
Человек и общество.

В собственном обыденном персональном бытие человек — это всегда является частью человеческого общества, так сказать является его «социальным атомом». Бытие человека и есть условия общественного бытия, а также и, наоборот, бытие общества это есть необходимое и достаточное условие бытия каждого из нас. Непосредственно в обществе человек выражает собственную суть, реализует свои способности, входит в разнообразные социальные взаимоотношения, проигрывает конкретные социальные роли и так далее. Если говорить простым языком, история всех людей есть не что иное, как единство огромного человеческих историй, людских «онтологических судеб», состоящая в самые разные времена и внёсших тот или иной вклад - от малого до великого - в историческом бытие общества.
 

Валерия Голда

Начинающий волшебник
-Все на этом наша лекция закончила, надеюсь вам понравилось и не забудьте написать домашнее задание для 7 курса, оно для тех, кто не был на лекции, сдавать можно в лс вк или присылать сову. Срок сдачи: 14.08.23. в 14:00

Домашнее задание:

1. На что можно поделить реальность?

2. Часто ли вы встречаете людей, которые проводят большое количество времени в виртуальной реальности? Как вы считаете, почему так происходит с людьми?

3. Какие были исторические эпохи в отношении человека и природы?
 
Сверху